“Богоизбранные” и “настоящие братья”: почему граждане Сербии вместе с россиянами убивают украинцев

0

Иностранные наемники – не редкость на войне. Мы узнали, как россияне вербуют граждан Сербии, что заставляет последних становиться на сторону агрессора и светит ли им наказание в родной стране.

С февраля 2022 в защиту Украины стали не только ее граждане, но и иностранцы. В составе “Интернационального легиона” полностью легально находятся представители более 50 стран мира. Другая сторона медали – граждане отдельных стран воюют против Украины как в составе российской армии, так и в качестве наемников в различных НДС. Более того, некоторые иностранцы, в частности граждане Сербии, “отличились” уже во время оккупации Крыма и захвата россиянами Донбасса, начиная с 2014 года. И с тех пор вербовка россиянами сербов (в основном, граждан Сербии и Боснии и Герцеговины, имеющих сербское гражданство) не прекращалась.

Наемники. Кто они ?

Институт изучения гибридных войн Octopus, функционирующий в Приштине (Республика Косово), специализирующийся на противодействии сербской и российской пропаганде на территории Западных Балкан, предоставил досье нескольких сербских наемников, которые воевали против Украины. Просматривая эти биографии можно лучше понимать, какие люди поддерживают российскую агрессию.

Деян Берич (Dejan Beric) родился в Сербии, но с 2014 года жил в России и был вовлечен в деятельность против Украины во время аннексии Крыма. Он действительно имеет военный опыт – воевал в Косово во время войны 1998-1999 годов. В украинских медиа можно найти информацию со ссылкой на пресс-центр штаба АТО, что в 2017 году на Донецкое направление зашла группа сербских наемников-снайперов во главе с Беричем, позывной “Деки”. Он неоднократно приезжал в Донбасс во время военных действий с целью наживы, провел в зоне АТО несколько “ротаций”, воюя на стороне боевиков “ДНР”. Даже получил ранение, после которого лечился в Москве.

В интервью кремлевскому пропагандисту Грэму Филлипсу Берич заявлял: если украинские силы организуют масштабное наступление, то он “без раздумий” возьмет винтовку и уйдет на фронт защищать жителей “народных республик”. Берич – медийная персона, поисковая система Google издает десятки пропагандистских материалов о “легендарном сербском снайпере”, и не в каждом ли он говорит об “освобождении Украины от нацизма” и распространяет другие кремлевские месседжи.

Как утверждают аналитики Octopus, во время полномасштабного вторжения в Украину у Берича была задача через социальные сети привлекать сербскую молодежь воевать в составе российского войска. В частности, он инструктировал молодых людей о возможности присоединиться к вооруженным формированиям. В Octopus считают, что Берич сотрудничает с Сербским агентством по безопасности и информации и Службой военной разведки Сербии для вербовки наемников на войну в Украине на стороне агрессора.

Также есть информация, что Берич был отмечен руководством ДНР за убийство украинских военнослужащих. На одном из фото, предоставленных Octopus, Берич позирует вместе с российским террористом и бывшим полковником ФСБ Игорем Стрелковым (Горкиным), который в свое время был “министром обороны ДНР”, а сейчас находится под следствием в России. В марте этого года Берич заявил пропагандистским СМИ, что у него есть паспорт гражданина “ДНР”, а потому защищает “свою республику”.

Деян Вуич (Dejan Vujic) , по данным Octopus, является одним из самых влиятельных сербских наемников, воюющих против Украины. Несмотря на то, что давно живет в Беларуси, он известен своими персональными связями с нынешним президентом Сербии Александром Вучичем и бывшим главой страны – Томиславом Николичем. Учитель на своей странице в Facebook даже разместил совместное фото с наемником, что лишь подтверждает их дружбу. Вуич является членом Сербской прогрессивной партии, к которой принадлежит Вучич. Следовательно, отмечают в Институте Octopus, есть основания полагать, что участие сербских наемников в войне против Украины может координироваться государственными структурами Сербии.

По информации, которой владеет Octopus, Вуич признает, что воевал под руководством Владимира Кононова — бывшего украинского военного, перешедшего на сторону россиян и являющегося “министром обороны ДНР”. В пропагандистских медиа он упоминается как разведчик, есть информация о его участии в захвате донецкого аэропорта. Также позиционируется как меценат, “поддерживающий детей Донбасса”.

Братислав Живкович (Bratislav Zivkovic) – бывший футболист, лидер незарегистрированной военизированной организации “Четническое движение”. Представители организации называют себя патриотами, борцами за восстановление “Великой Сербии”.

По информации Octopus, Живкович – участник войны в Косово, также известный своей дестабилизирующей деятельностью на севере страны в 2011-2012 годах. Воевал на стороне пророссийских сепаратистов на территории Луганской и Донецкой областей в 2014-2015 годах в составе ультраправой организации Unite Continentale. В пропагандистских медиа он подчеркивает, что является “единственным сербским командиром, организовавшим отряд четников и выведшим его в Крым в 2014 году”. В том же году участвовал в “защите” Луганска, в 2018 году – Донецка.

В 2018 году Живкович был арестован в Сербии по подозрению в организации участия сербов в “военном конфликте” в Украине, предлагая заработок в 200 евро в месяц. Но так и не был наказан. В то же время, деятельность Живковича (участие в обстрелах украинских военнослужащих на Донбассе) расследует также Офис генпрокурора Украины.

В феврале текущего года наемник был приглашен на ежегодное выступление президента России Владимира Путина в качестве участника “специальной военной операции” в Украине. Тогда румынское издание Stirile pro-tv назвало его русским шпионом и рассказало, почему Живкович – персона нон грата в Румынии. Дело в том, что в 2017 году наемник несколько раз посещал Румынию и пытался получить секретные документы по критической инфраструктуре и военным объектам Румынии и НАТО, расположенным на юго-востоке страны. В конце концов, его разоблачили и выслали за пределы страны. Живковичу запрещен въезд в 15 стран-членов НАТО.

Александр Велимирович, или Любиш Божич (Ljubisha Bozic), больше известен как “Саша – музыкант”. По данным института Octopus, это 43-летний уроженец города Баня-Лука в Боснии и Герцеговине, прибывший в Украину весной 2022 года. “Саша-музыкант” появился на фотографиях, на которых он запечатлен на поле боя с символикой частной военной компании “Вагнер”.

У мужчины проблемы с законом в своем государстве. Велимировича судили за похищение человека в 2010 году, через шесть лет его обвинили в оскорблении мусульман у мечети в Баня-Луке. В 2020 году он был задержан в международном аэропорту Сараево за участие в войне за границей.

Несколько сотен – не много, но и не мало

Сколько сербских наемников могут воевать против Украины на стороне России? По информации Octopus, которую аналитики Института собрали в OSINT (сбор информации из открытых источников), таких может быть 200-300 человек.

Сербский адвокат, глава общественной группы Octobar Чедомир Стойкович (Cedomir Stojkovic) во время пребывания в Одессе в феврале этого года заявил, что против Украины только в составе российского ППК “Вагнер” может воевать до 200 сербов: “Есть много видео, которые демонстрируют, как сербы принимают участие в войне на стороне России. В частности, на передовой… Это может быть от 30 до 200 граждан Сербии”.

По его информации, зафиксировано, что эти сербы одеты в форму, которая, по определенным данным, является формой “Вагнера”. Однако точных данных о численности наемников у адвоката нет. Указанные видео свидетельствуют, что речь идет о людях в возрасте 20-30 лет без военного опыта – наемники воюют в составе пехоты.

Сейчас Стойкович говорит, что действительно очень трудно определить, сколько людей из Сербии воюют в Украине за Россию.

“По моим личным оценкам, вероятно, от 200 до 400 человек из Сербии и Боснии. Примечательно, что в начале вторжения их было больше, поскольку в то время российские сторонники из Сербии имели больший оптимизм по поводу войны. Они думали, что России будет очень просто выиграть войну в Украине. Однако после потерь с российской стороны энтузиазм значительно уменьшился, и это повлияло на количество воюющих за Россию людей”, – объясняет адвокат.

“Люди войны” и гибридная мотивация

Участие сербов в своей войне, по мнению Стойковича, является следствием гибридной информационной войны, которую Россия годами ведет в Сербии и других балканских странах. В частности, Россия сформировала среди многих сербов убеждение, что она защищает православную церковь Сербии так же, как и в России. Поэтому некоторые граждане Сербии убеждены, что борьба за Россию является “святым делом”. Более того, многие сербы считают, что борьба “за Россию” также является борьбой за интересы Сербии.

“Это, конечно, ошибочное представление и понимание, созданное российскими агентами в публичной сфере в Сербии и Боснии и Герцеговине. Но огромный процент населения в это верит… Мы являемся свидетелями, что Россия очень успешно мобилизует людей, верящих в пропаганду, для борьбы за свои интересы. Сербия в этом плане не исключение”, – подчеркивает эксперт и добавляет, что, когда существуют такие настроения, а кто-то еще и предлагает определенную сумму средств, люди готовы брать оружие и воевать.

С ним соглашается руководитель Института изучения гибридных войн Octopus Агим Муслиу (Agim Musliu), отмечающий, что главный мотив сербов поддерживать россиян – исторический. Ведь на протяжении веков россияне всячески помогали воплощать в себе стремление сербов завоевать соседние территории. Также одним из весомых факторов является православная церковь, которая распространяет нарративы, созвучные с русскими, и говорит о сербах как избранном, “небесном” народе.

Впрочем, эксперты подчеркивают, что речь не об обычных людях, ведь “обычные люди не любят войну”. Речь о людях с боевым опытом или уголовным прошлым.

Военный эксперт и историк Михаил Жирохов, говоря о наемниках, отмечает, что есть “люди войны” – те, кому трудно после участия в боевых действиях адаптироваться к мирной жизни, нашедшие себя именно на войне. Он уверен, что большинство сербских наемников принадлежат именно этой категории. Ведь с 1991 по 1999 годы значительная часть сербских мужчин воевала на Балканах – сначала в гражданской войне, затем в войнах в Косово, Черногории, Боснии и Герцеговине.

“Существует даже такой термин – “адреналиновые наркоманы”. Он описывает зависимость людей рисковать жизнью, получая от этого кайф. Сербы после балканских войн участвовали в вооруженных конфликтах во многих странах мира. Например, в Демократической Республике Конго они присутствовали в качестве военных инструкторов “, – рассказывает эксперт.

Он замечает, что для такого типа военных наемников заработок является второстепенным. На первом месте – участие в боевых действиях, риск и адреналин.

Кстати, классическим “адреналиновым наркоманом” можно считать Игоря Гиркина (Стрелкова), который воевал сначала в непризнанном Приднестровье, далее – на Балканах, в Чечне, а затем – в Украине. Многие военные россияне тоже воевали на Балканах в 90-х годах, поддерживая Сербию. И сохранившиеся горизонтальные связи между бывшими боевыми собратьями сыграли свою роль, когда состоялась аннексия Крыма и начались боевые действия на Донбассе. Отдельные сербские граждане приехали воевать на стороне “русского мира”.

Жирохов подчеркивает, что сербские военнослужащие тяжело переживали распад Югославии, где их страна когда-то играла ведущую роль.

“По сути, они проиграли. И исторический синдром состоит в том, что определенное количество граждан пытаются решить проблемы исторической памяти из-за участия в “благородных” и “справедливых” войнах, как они считают”, – подчеркивает военный эксперт.

Свою роль сыграли и отлаженные исторически традиции, в частности деятельность культурных обществ русско-сербской дружбы. Из-за них в 2014 году, по информации Жирохова, происходила вербовка “добровольцев” в Крым. Конечно, это осуществлялось полуофициально или тайно: желающим оплачивали билеты самолетом в Ростов-на-Дону, где наемники собирались, а затем паромом их переправляли в Крым.

По мнению военного эксперта, среди сербских наемников в Украине немногие ушли воевать по идеологическим убеждениям.

“В начале войны прибыли четники, но когда линия фронта стабилизировалась и началась “окопная” война, то это оказалось не для них. Их стихия – активные боевые действия, мародерство, а копать окопы и сидеть в них они не готовы. Поэтому часть бойцов вернулась. после нескольких месяцев”, – рассказывает Жирохов.

По его убеждению, цифра в 300 сербских наемников, которые могут воевать в Украине, несколько завышена. При этом речь не идет о каком-то слаженном отряде – наемники из Сербии рассеяны в различных боевых бригадах.

Настоящие братья

Отдельные наемники всячески кичатся своим участием в войне, выставляя фото с боевых позиций с оружием в руках, открыто давая интервью пропагандистским медиа. Уже упомянутый Берич откровенно заявляет, сколько украинских военнослужащих он убил. А это – публичное признание в военных преступлениях. Однако дальше заявлений о необходимости наказания наемников дело не идет.

Согласно украинскому законодательству, участие иностранцев в военных действиях против Украины является преступлением. К тому же всем наемникам можно инкриминировать незаконное пересечение государственной границы.

“Против каждого из них можно найти “букет” уголовных статей, по которым можно судить, но людей нужно идентифицировать, собрать доказательства и предъявить маловероятное обвинение”, – отмечает Михаил Жирохов.

Кроме того, многие граждане Сербии, которые воюют против Украины, уже легализованы в России из-за браков. Или же для них, в благодарность, могут организовать получение российского гражданства по упрощенной процедуре. Поэтому сербские наемники, уже “засветившиеся” в войне против Украины, могут и не вернуться на родину или в европейские страны, где бы их, теоретически, могли задержать.

Впрочем, и на Родине далеко не все наемники могут бояться справедливого наказания. В Сербии, которая, по словам Жирохова, будто стремится придерживаться европейских ориентиров и признает участие в зарубежных войнах уголовным преступлением (предусматривается заключение от шести месяцев до пяти лет, а для организаторов – от двух до десяти лет), вооруженная поддержка России отдельными гражданами толеруется как обществом, так и государством. В частности, по данным Радио Свобода, представители сербской Службы безопасности заявляли, что в боевых действиях в Украине участвовало несколько десятков граждан Сербии, и некоторые якобы за деньги воевали в составе украинских сил. Однако ни в прессе, ни в официальных заявлениях не было предоставлено ни одного доказательства и ни одного имени.

В конце концов, к этому времени только несколько сербов получили символические санкции.  

“Получается так, что закон не касается борьбы на стороне россиян и особенно когда речь идет о соратниках президента Александра Вучича”, – подчеркнул руководитель Института изучения гибридных войн Octopus Агим Муслиу.

“Эта норма в законодательстве Сербии служит лишь для того, чтобы показать, что Сербия что-то сделала в этом направлении. Но нет никакого подлинного результата этого закона, чтобы остановить вербовку людей россиянами”, – добавляет адвокат, глава общественной группы Octobar Чедомир Стойкович.

По его словам, все делается для того, чтобы нарушители закона избежали наказания. Для иллюстрации своих слов адвокат приводит следующие цифры: если с 2014 по 2018 годы за Российскую Федерацию воевали около 300 наемников, то только 32 человека предстали перед судом. Из этих 32 человек 28 получили только предупреждение, а четверо были приговорены к домашнему аресту. При этом сначала они не могли выходить из дома, потом имели право выходить на два часа в течение дня, или могли свободно ходить на работу. В 2021 году одного человека осудили за организацию вербовки для боевых действий в Украине.

“Это был первый и единственный случай, когда кого осудили за организацию вербовки. Ему присудили 6 месяцев домашнего заключения – мог оставаться дома в течение полугода, смотреть фильмы, или идти на работу, если он того хотел”, – отмечает Стойкович.

После 24 февраля 2022 года никто из тех, кто вербовал людей на войну вместе с Россией или воевал на ее стороне, не был арестован или осужден.

По словам Стойковича, в январе он обратился в суд Белграда и генеральную прокуратуру Сербии с требованиями запретить деятельность ППК “Вагнер” в Сербии. Однако через четыре дня расследование было прекращено. Этот факт он объясняет тем, что руководитель Сербского государственного агентства безопасности и информации Александар Вулин является “человеком Путина”, имеет дружеские отношения с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.

Адвокат считает, что представители “Вагнера” ​​проводят разведывательные операции в Сербии и сотрудничают с руководителями местных экстремистских организаций, ведь представители последних посещали ППК “Вагнер” в Санкт-Петербурге как гости.

Стойкович подчеркнул, что к деятельности в Сербии Вагнера и других милитаристских организаций имеет отношение посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко. В частности, на сайте посольства было письмо с информацией о том, куда обращаться в РФ желающим присоединиться к рядам российской армии.

“Мы знаем, что работа эта может координироваться только через посольство РФ в Белграде. Также мы знаем, что количество рабочих посольства не отвечает потребностям – объему работы, которая происходит в нашей стране. То есть их (работников) гораздо больше, чем нужно “, – добавил Стойкович.

Президент Сербии Александр Вучич обещал наказание для граждан за участие в войне на территории Украины. А, комментируя случаи вербовки сербов в структуру “Вагнера”, добавил, что “дружественные страны так не поступают”. По всей видимости, в будущем появление показательных судебных процессов против военных преступников и наказаний сербских наемников исключать не стоит. Но случится это не сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *