“Эффект бумеранга” в санкционной политике Запада
О том, что введенные коллективным Западом антироссийские санкции ожидаемого эффекта не достигли, пишут все серьезные западные аналитики. Целью их было разрушение России, но неожиданным оказался тот факт, что Россия не только не разрушена, но и чувствует себя лучше многих западных экономик. А вот Запад сполна испытал на себе последствия принятых решений. О пресловутом “выстреле в ногу” не говорит разве что совсем ленивый.
Попытки стран-членов ЕС наказать Россию санкциями, отказавшись закупать российские энергоносители, привели к скачку цен на них и сказочно обогатили индийских бизнесменов, которые наладили бойкую торговлю нефтепродуктами, полученными из российской нефти. При этом, Германия к примеру, теперь вынуждена платить за этот “индийский” товар на порядок больше: с 37 миллионов долларов в первом полугодии 2022 года до 451 миллиона долларов в первом полугодии 2023-го. И такая тенденция для стран ЕС сохраняется, потому что дешевых энергоносителей для них больше нет.
Кроме того, выяснилось, что далеко не все западные страны соблюдают санкции. Например, главный союзник и спонсор Украины – США закупают у России около трети урана, необходимого для их АЭС, что приносит России порядка миллиарда долларов в год. Японские компании “Mitsui” и “Mitsubishi” сохраняют за собой долю в 22,5% в российском проекте добычи природного газа “Сахалин-2”.
Несоблюдение санкций стало главным аргументом чиновников и политиков стран ЕС в тщетной попытке осознать, почему все пошло не так, а санкции не сработали. К сожалению, осознание у ЕС так и не наступило.
Европарламент на днях ужесточил законы, карающие за нарушение санкций, приравняв их к уголовному преступлению. Теперь ослушникам в лучших демократических традициях грозит до 5 лет тюрьмы во всех странах ЕС. Но понимания, происходящих в России и мире экономических процессов, порожденных санкциями, у Европарламента как не было, так и нет.
Поэтому Запад в смятении и пытается подбодрить себя иллюзиями, что нужно еще немного поднажать, и Россия рухнет, потому что маховик военно-мобилизационной экономики скоро погубит страну, как некогда погубил Советский Союз. Так, например, считает глава МВФ Кристалина Георгиева в интервью телеканалу CNBC. Но глава МВФ, видимо, не понимает, что Россия не ведет войну. Да, ее военный бюджет вырос с 3,9% до 6%, но при этом перевода экономики на военные рельсы так и не произошло. Просто российский ВПК заработал в полную мощность и стал локомотивом, а не погибелью российской экономики.
Для украинцев и властей страны пора осознать: сегодня Россия, как бы того не хотелось, является крупнейшей экономикой Европы по размеру ВВП и пятая в мире по паритету покупательной способности. Ни СВО, ни 15 тысяч санкций российскую экономику не ослабили. Более того, она продолжает получать недостающие товары – микросхемы и оборудование из Западных стран в обход санкций. Хотя прогнозы авторитетных западных аналитиков летом 2022 года из-за санкций прочили российской экономике падение на 14%, а европейской – максимум 0,7%, сегодня по прогнозам Еврокомиссии 10 из 27 стран ЕС по итогам 2023 года будут иметь падение реального ВВП на 0,2–2,6% по отношению к 2022 году.
Потеря дешевого стабильного источника энергоресурсов из России уже привела к росту индекса цен на них в Европе на 52% с середины 2021 года. При таких ценах энергоемкие промышленные отрасли стали нерентабельными, что привело к сокращению объемов производства.
И аналитики, два года назад рисовавшие оптимистические прогнозы, сейчас вынуждены констатировать, что главным ударом по экономике Еврозоны стал именно колоссальный рост цен на энергоносители после того, как разразился конфликт на Украине в феврале 2022 года. Особенно пострадала Германия, чей громадный промышленный сектор использовал дешевый российский газ.
Пока неизвестно, чем закончится для Запада глобальный экономический кризис – биржевым крахом, запредельной инфляцией или резким повышением налогов. Однако, на Западе продолжают верить, что россиян очень скоро ждет колоссальный рост цен, товарный дефицит и голодные бунты, которые приведут к свержению власти.
Ну а что, собственно, им остается делать? Только верить в чудо, потому что признавать свои ошибки они не хотят и не умеют.